рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории  

Реферат: Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории

Полещенко Д.А.

Изучение вопросов развития советской культуры

 20-30-х годов на уроках истории.

Дипломная работа

 студента 5 курса исторического факультета

Научный руководитель

 кандидат исторических

 наук, доцент Гранина Л.В.


Орел, 2000 г.

Содержание

Стр.

Введение

Глава I. Основные тенденции развития культуры СССР 20-30-х годов и факторы влияющие на особенности ее развития

                1. Теоретические разработки основ новой культуры.

        2. Сложившаяся школа рассмотрения вопросов развития культуры 20-30-х годов в исторической науке советского периода.

                     3. Новые подходы к рассмотрению вопросов культуры  СССР 20-30-х годов в работах современных историков.

         4. Общие проблемы развития культуры 20-30-х годов в СССР в искусствоведческих работах.

Глава II. Изучение вопросов развития культуры Советского Союза 20-30 годов ХХ века в учебной методической литературе.

1. Анализ учебной литературы

2. Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов в научно-исторической литературе

Глава III. Экспериментальная разработка уроков по теме: «Изучение вопросов развития советской культуры в 20-30-х годах на уроках истории».

Заключение

Литература

          Приложение

Введение

В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических взглядов, начавшийся более 10 лет назад. Историки постепенно  отходят от формационного подхода к изучению истории, лидирующие позиции в последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, его социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания. Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону повышения интереса к ней рождают новые подходы, не нашедшие отражения в школьных учебниках. Появление новых типов школ, в программу которых введены расширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает необходимость создания единой концепции преподавания вопросов развития культуры в школьном курсе истории.

Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сорентированы  на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока информации по культуре среди учителей отсутствует единая система, что приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции по данному вопросу. Учителя в основном однотипно подходят к выбору методики. Как правило это лекции учителя и сообщения учащихся по тому или иному вопросу. Методический аппарат по проблеме изучения вопросов развития отечественной культуры необходимо создавать заново, так как имеющиеся методические рекомендации утратили свою актуальность в свете изменения системы исторического знания.

 Положение с изучением  вопросов развития культуры в системе школьного исторического образования в настоящее время привело к необходимости углубленного исследования проблемы обозначенной в теме дипломной работы.

Объектом исследования является система исторических представлений, фактов, понятий, причинно-следственных связей по вопросам развития культуры СССР в 20-30-е годы.

Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы усвоения культуры в школьном курсе изучения истории.

Цель исследования была определена на основе теоретического изучения проблемы, анализа ее состояния в практической деятельности учителей и имело своей задачей разработать и экспериментально проверить новые нетрадиционные подходы и методы изучения вопросов развития отечественной культуры в 20-30-е годы ХХ века.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы задачи исследования:

-       Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных подходов к изучению проблемы;

-       Провести анализ научно-методической литературы с целью определения степени освещения вопроса;

-       Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий по истории по отношению к изучаемой проблеме;

-       Отобрать содержание на основе новых принципов для экспериментальных уроков;

-       Разработать модели нетрадиционных уроков, в соответствии с отобранным содержанием;

-       Проверить на практике эффективность разработанной экспериментальной методики.

Цель, объект, задачи исследования обусловили его источниковедческую базу и методы исследования. В качестве источников использовались учебные и методические пособия по изучаемой проблеме, монографии, искусствоведческие работы. Одним из методов было наблюдение уроков истории. В ходе экспериментального изучения проблемы проводились беседы с учителями истории, анализировалась учебная документация. Одним из ведущих источников экспериментального изучения проблемы был анализ работы учителей истории в средней школе № 27 г. Орла.

Материалы данного исследования считаю возможным использовать в практике преподавания учителей всех типов школ и учебных учреждений с гуманитарным уклоном.

Практическое значение исследования заключается в возможности внедрения в практику работы учителей моделей, разработанных экспериментальных уроков по соответствующей проблеме.

Опробации результатов исследования, сами результаты исследования обсуждались на методических объединениях учителей истории Железнодорожного района г. Орла, на кафедре всеобщей истории ОГУ.

Глава I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ СССР 20-30-х ГОДОВ И ФАКТОРЫ

ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1   Теоретические разработки основ новой культуры.

 Рассмотрение вопросов развития советской культуры невозможно без изучения основных законодательных актов советского правительства и документов, подписанных лично Лениным В.И. в 20-е годы.

Необходимо отметить, что все документы, относящиеся к этому периоду, отражают общее отношение советской власти к вопросам развития новой культуры. В законодательных актах получили отражение все спорные вопросы развития советской культуры.

В постановлении X всероссийского съезда рабочих, красноармейский и казачьих депутатов по  докладу народного комиссариата просвещения от 27 декабря 1922 г.1 отмечено: «Народный комиссариат по просвещению совершенно правильно наметил широкую программу народного образования, включающую в себя:

а) план создания единой трудовой школы, связанной с сетью дошкольных учреждений, на основе бесплатного и обязательного обучения…;

_______________

 1  Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I;  М.: «Советская Россия», 1984, с.13.

б) широкую просветительскую работу как политического, так и общего характера путем расширения сети библиотек, изб-читален, школ для взрослых, аппаратов ликвидации неграмотности и советских партийных школ;

в) профессиональное образование, среднее и высшее, а так же внешкольные методы поднятия профессионально-технической квалификации рабочих».

В резолюции I всероссийского съезда губернских школьных инструкторов по докладу Крупской Н.К. «Политическая работа среди учащих и учащихся»1 отмечается:

1)  школа не может быть аполитичной, должна полно и всесторонне отражать советское строительство  и органически заполнятся  коммунистическим содержанием;

…4) политическая работа требует от учащих коммунистического мировоззрения, не может базироваться только на культурнических мнениях и должна преследовать дело коммунистического воспитания подрастающего  поколения, конкретного и важного доказательства преимущества данных общественных форм перед другими.

В резолюции Х съезда РКП(б) «О Главполитпросвете и агитационно- пропагандистских задачах партии от 8-16 марта 1921 г.»2 отмечается:

_____________

1 Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I;  М.: «Советская Россия», 1984, с. 31.

2 Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I; М.: «Советская Росси», 1984, с. 153.

 

1.  Центр тяжести работы Главполитпросвета и его органов должен лежать в агитационно-пропагандистской работе среди внепартийных масс и их культурном просвещении…

Центр тяжести работы агитационно-пропагандистских отделов партийных комитетов, кроме руководства соответствующими органами политпросветов, должен лежать в работе внутри партии по поднятию сознания ее членов и их коммунистическому воспитанию.

…8. Виднейшие литераторы должны быть партийно обязаны принять участие в составлении популярных брошюр … по очередным вопросам советского строительства.

Помимо резолюций партийных органов дающих представление о политике партии в области народного образования и использовании культуры в качестве агитационно-пропагандистского органа партии, существует несколько документов, являющихся основополагающими в процессе становления отечественной культуры.

Одним из документов является первый декрет Совета Народных Комиссаров о «монументальной пропаганде» разработанный в соответствии с планом «монументальной пропаганды» Ленина В.И. В документе отмечается, что «Во ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, СНК постановляет:

1.  Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц…

…3. Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по разработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни для Российской социалистической революции.

…5. Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1-го Мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России».1

В этот законодательный акт наравне с другими документами разработанными с соответствии с планом «монументальной пропаганды» явились определяющими в развитии советской архитектуры на целые десятилетия.

Большую роль в развитии в советской культуры 20-30 годов сыграли документы о пролеткультах. В выписке из протокола № 131(61) заседания пленума ЦК от 10.10.1920 года (вечер) отмечено:

«12а) партийная резолюция Политбюро, одобряет в основном проект инструкции, выработанной Главполитпросветом, поручить политбюро _____ редакцию резолюции о формах слияния Пролеткульта и Наркомпроса для более точного отражения той мысли, что работа  Пролеткульта в области  научного  и  политического  просвеще

_______________

1 Известия ВЦИК, 14 апреля 1918 г.

ния сливается с работой Наркомпроса и Губнаробразов. В области же художественной (музыкального, театрального, изобразительного искусства, литературного) работа Пролеткульта остается автономной и руководящая роль органов Наркомпроса, сугубо просмотренная РКП сохраняется лишь для борьбы против левых буржуазных  уклонений».1

Тот же вопрос рассматривается в  письме ЦК РКП(б):

«2. Творческая работа Пролеткульта должна являться одной из составных частей работы Наркомпроса как органа, осуществляющего пролетарскую диктатуру в области культуры.

…Пролеткульт возник до Октябрьской революции. Благодаря этой (от Советской власти) независимости в пролеткульт нахлынули социально чуждые нам элементы, элементы мелко-буржуазные, которые иногда фактически захватывают руководство пролеткультами в свои руки.

…В слиянии Губнаробразов с Пролеткультами ЦК видит залог того, что лучшие пролетарские элементы, до сих пор объединявшиеся в рядах пролеткультов, теперь примут самое активное участие в этой работе, и тем помогут партии придать всей работе Наркомпроса действительно пролетарский характер".2

___________________

1 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Художественная литература», 1967, с.594.

         2 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Художественная литература», 1986, с.410.

В полной мере политику партии в области культуры раскрывает постановление ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» принятое в 1925 г., в нем указывается на необходимость создания особых пролетарских организаций в области литературы и искусства», которые путем «тактического и бережного отношения к попутчикам обеспечили бы все условия для возможно более быстрого их перехода на сторону коммунистической идеологии».1

Основополагающим документом партии, на десятилетия определившим развитие советской культуры, полностью исключившим плюрализм в советской культуре, стало постановление ЦК РКП(б) «О перестройке литературно-художественных  организаций». В нем отмечалось, что «отдельно существующие пролетарские литературно-художественные организации становятся уже узкими и тормозят серьезных размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников  вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников сочувствующих социалистическому строительству».2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


© 2010.