рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)  

Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)


Билет №1

1. Понятие «о-во». Сферы о-ой жизни.
1. В узком смысле – опред. группа людей, объед. для общения, совмест. д-ти, взаимопомощи и поддержки д/д.

- оперд. этап историч развития чел-ва или конкретной страны.

В широком смысле – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мат. мира, находящаяся в постоянном историч. развитии, состоящая из индивидуумов, включающая способы взаимодействия и формы объед. людей.
2. Для удобства изучения общества в целом, его условно разделили на сферы: а) экономическая (матер. пр-во, отношения м/у людьми в процессе пр-ва и т.п) б) социальная (структурные образования (классы, слои, нации), и способы их взаимод.) в) политическая (политика, гос-во, право и др.) г) духовная (религия, наука, образование, мораль, культура и т.п)

2. Рыночные отношения в совр. экономике.
1. Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
На главные вопросы отвечают предприниматель и потребитель
2. Основные системы рынка: а) рынок товаров б) рынок рабочей силы в) рынок капиталов ж) рынок информации.
3. Признаки рынка: а) нерегулируемое предложение б) нерегулируемый спрос в) нерегулируемая цена
4. Основными признаками свободного рынка являются следующие: а) неограниченное число его участников; б) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг; в) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.); г) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг; д) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими проивводителями.
5. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка являются:

а) Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. б) Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. в) Цена - денежное выражением стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами производителя.
6. Механизм товарного рынка регулируется двумя законами: а) законом стоимости б) законом спроса и предложения
7. В реальности на рынке формируются две цены: а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар; б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная цена - цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения и подниматься выше цены спроса. В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом.

Билет №2

1. Человек, индивид, личность.
1. Человек – самое загадочное существо. Одна из специфических особен. ч-ка
– это свойство задумываться о себе.
2. Со временем сформировались два подхода к изучению ч-ка: а) извне – ч-к в сравнении с природой, о-вом, Богом, самим собой. б) изнутри – ч-к с точки зрения биологического строения, психики, нравственной, духовной, обществ. жизни.
3. Формирование познания о ч-ке: а) Др. Греция – мера всего существующего б) Средние века – образ и подобие Бога в) Возрождение – безграничность творческих возможностей ч-ка г) кон. ХVIII-ХIХ – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума
4. Индивид – характеристика ч-ка как одного из людей, описывает ч-ка с точки зрения его самобытности, особен.
5. Индивидуальность – отличие ч-ка от др. людей, подразумевая не только внеш. облик, но и всю совокуп. соц. значимых качеств
6. Личность – ч-кий индивид как субъект отношений и сознательной д-ти, обладающий совокуп. соц. значимых черт, свойств и качеств, к-е он реализует в о-ой жизни.

2. Экономическая сфера жизни о-ва.
1. Экономика в широком смысле - систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.
2. Существует понятие производительные силы о-ва, т.е. совокупность средств производства и рабочей силы, необходимых для достижения целей, связанных с получением необходимых им благ.
Производительные силы — это люди, обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства, а также технология и организация процесса производства.
3. Две взаимодополняющих друг друга сферы экономикки: а) материальное производство - изготавливаются вещественные блага
(промышленность, сельское хозяйство) и оказываются материальные услуги
(торговые, коммунальные, транспортные и т. д.) б) непроизводственная сфера - создание духовных, культурных и иных ценностей и оказание аналогичных услуг (образовательные, медицинские и т. д.).
Производственными отношениями – отношения в к-е люди вступают между собой процессе производства.
4. Основу экономических отношений в любом обществе составляют отношения собственности на средства производства.

Собственность в широком смысле - отношения между человеком или группой людей, с одной стороны, и предметами и вещами, с другой стороны.
5. Несколько типов собственности: а) общая собственность - все средства производства и произведенные блага принадлежали объединенным в коллективы людям. б) частная собственность - отдельные люди относились к средствам производства как к принадлежащим лично им.
Частная собственность — это форма юридического закрепления за человеком прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать не только для удовлетворения личных потребностей, но и для ведения коммерческой деятельности. в) смешанная собственность - сочетаются признаки первых двух типов.

. корпоративная собственность, или акционерного общества - капитал такого общества образуется в результате продажи ценных бумаг — акций, которые свидетельствуют о том, что их владелец внес свой вклад в капитал корпорации и имеет право на получение дивиденда.

. индивидуальная частная собственность

. государственная собственность - государство сосредоточивает в своих руках предприятия и отрасли, имеющие стратегическое значение для существования и развития страны (железные дороги, предприятия связи, атомные и гидроэлектростанции и т. д.), приватизацию которых оно считает нецелесообразным.

. кооперативная собственность - группа людей, объединившаяся для совместного использования некоторого имущества, осуществляет управление этим имуществом.

. коллективная собственность - собственником является коллектив этого предприятия, который принимает участие в управлении процессом производства

Билет № 3

1. Человеческая деятельность, ее многообразие.
1. Деятельность - форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
2. В структуре любой деятельности принято выделять: а) объект – то, на что направлена д-ть б) субъект – тот, кто производит д-ть (чаще всего ч-к) в) цель – осознанный (идеальный) образ того будущего результата, на достижение к-го направлена д-ть г) средства достижения в) результат
3. Мотив д-ти – желание удовлетворить свои потребности
4. Потребности: а) физиалогические б) социальные в) идеальные
5. Важную роль в мотивах д-ти играют убеждения.
Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
6. Существуют различные класификации видов д-ти. Одна из них делит д-ть на: а) практическую - направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Включает в себя:

. материально-производственную - преобразование природы

. социально-преобразовательную - преобразование общества б) духовная деятельность - изменение сознания людей. В нее входят:

. познавательная - отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях

. ценностно-ориентировочная - определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения

. прогностическая - планирование или предвидение возможных изменений действительности.
Также к д-ти относят: а) творческую – порождает нечто новое, никогда ранее не создававшееся б) трудовая – отличительные черты – практическая полезность, наличие результата в) игровая – важен на результат, а процесс

2. Россия на пути к рыночной экономике.
1. Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат правительством России в октябре 1991 г. Основными направлениями первой программы радикальных экономических реформ были: а) переход к свободному ценообразованию б) разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг.
2. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой стороны, создать в России новый класс — класс собственников.
3. Результаты экономических реформ противоречивы: а) самая серьезная проблема стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности. б) переход к свободному ценообразованию, так называемая либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у населения, резкому снижению уровня жизни. Государство оказывало поддержку лишь слоям населения не способным позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям граждан минимальный жизненный уровень. в) лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации.
4. Разгосударствление - процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности, а в конечном итоге — многоукладной экономики.
5. Приватизация - процесс передачи государственной собственности в частные руки.
6. Формы приватизации: а) бесплатная раздача гражданам части государственной собственности б) аренда с последующим выкупом в) преобразование государственных предприятий в акционерные общества г) выкуп предприятий на конкурентной основе.

Если на первом этапе приватизации преобладали первые три формы, то в последнее время началась активная продажа предприятий на аукционах. Однако цель приватизации — создание широкого слоя частных собственников в стране — пока не достигнута.
7. Положительными итогами проводимых реформ можно считать: а) формирование в стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики невозможно. б) разработка и внедрение правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. в) решение ряда стратегических задач:

. остановлена инфляция,

. достигнута относительная финансовая стабилизация, которая дала возможность провести деноминацию рубля.

Билет № 4

1. Деятельность и общение.
1. Основные подходы к взаимосвязи д-ти и общения: а) общение то же самое, что и д-ть, т.к. обладает теми же признаками б) общение есть нечто иное, чем д-ть, т.к. оно может выступать как условие д-ти, неотъемлемое св-во д-ти, но не как сама д-ть в) общение – самостоятельное, но равноправное явление
2. Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом»
3. Выделяют несколько видов общения: а) общение между реальными субъектами - например, между двумя людьми б) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером - например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами в) общение реального субъекта с воображаемым партнером - под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом г) общение воображаемых партнеров - например, литературных персонажей
4. Обмен мнениями может происходить в виде: а) диалога б) обмена монологами или репликами
5. От общения необходимо отличать коммуникацию.
Коммуникация - процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

2. Государство и экономика.
Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др.
1. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.
2. В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.
3. Существуют различные методы регулирования экономической жизни: а) Правовые методы - государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство. б) Финансово-экономические методы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010.