рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Ближнее зарубежье - сфера жизненных интересов России  

Ближнее зарубежье - сфера жизненных интересов России

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МГИМО (У) МИД РФ

Факультет Политологии

Кафедра сравнительной политологии

 

 

 

Выпускная квалификационная работа по программе «Бакалавр» на тему:

 

«БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ – СФЕРА ЖИЗНЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ                        РОССИИ»



                                                       Выполнил:

                                                       студент 4 курса ФП 2 ак. группы

                                                       Чижов Антон


                                                       Научный руководитель:

                                                       кандидат политических наук,   доцент      Пономарева Е.Г.




 

МОСКВА, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3


ГЛАВА 1. УКРАИНА………………………………………………………….7


ГЛАВА 2. БЕЛОРУССИЯ……………………………………………………..19


ГЛАВА 3. ЛАТВИЯ…………………………………………………………….30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………41


ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………44


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………48


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ…………………………………………………………50














ВВЕДЕНИЕ


Актуальность и цели: С распадом Советского Союза и выходом 15 бывших советских республик, равно как и почти десятка других государств Центральной и Восточной  Европы, из «социалистического лагеря» по континенту прокатилась небывалая волна «парадов суверенитетов», которая была еще и тем примечательна, что все его участники смогли пережить этот мучительный процесс в течение двух-пяти лет. Казалось бы, по прошествии этого времени на востоке Европы должны были появиться стабильные демократические режимы с регулярной сменой властных элит в ходе прямых, всеобщих, тайных и равных выборов. Как показала практика, все обстоит тем сложнее, насколько превратней была историческая судьба у новых государств. Более всего болезненно этот процесс трансформации переживали Украина и Беларусь, народы, находящиеся в ближайшем родстве с основным этносом, проживавшим на территории Советского Союза и многими в советских республиках, как например, в Латвии и Эстонии, принимавшимся практически в штыки – русским народом. Налицо были две разные картины мира: одна предполагала тесные многовековые родственные связи, другая – желание освободиться и жить самостоятельно. Надо сказать, что и у России были схемы того же рода: одна такая же, как в первом случае, а другая – совершенно иная, постимперская, оставшаяся в наследство от советской империи, при всей условности, даже скорее рудиментарности и атавистичности форм. Из-за этого и у той и у другой стороны в ходе взаимодействия возникало и возникает множество проблем, однако вряд ли возможно произвести текущую редакцию такого рода стереотипов, удалив ненужные, мешающие жить и создав новые, сугубо добрососедские и терпимые друг к другу.


Необходимо принимать во внимание, что такие страны, как Украина, Белоруссия, и Латвия являются ближайшими соседями Российской Федерации на европейском направлении, следовательно, входят в сферу её жизненных интересов, будь то экономические выгоды или политическая стабильность. Укрепление межгосударственных отношений может оказать благотворное влияние на развитие молодых демократий, в то время как обострение противоречий и намеренная эскалация конфликтных ситуации может привести к непредсказуемым губительным результатам внутри посткоммунистических стан.


Выбранные для анализа в данной работе государства (Украина, Белоруссия, Латвия) являются яркими примерами крайне полярного отношения к России. В Украине недавно прошла, так называемая, «оранжевая революция», что, несомненно, отразилось на проводимой в отношении Российской Федерации политике – на данный момент довольно трудно определить как поведет себя это государство, следовательно, российским политикам и дипломатам предстоит нелегкая задача по урегулированию возникших конфликтов и проблем и налаживанию дружественных отношений между нашими странами, дабы не потерять в лице Украины важного стратегического и экономического партнера.


Что касается Белоруссии, то, пожалуй, можно утверждать, что эта страна в долгой перспективе остается, несмотря на редко возникающие несогласованности, одним из приоритетных союзников России на постсоветском пространстве. Из этого следует, что необходимо разработать и всесторонне проанализировать возможные пути совместного развития, дабы наиболее эффективно использовать данное взаимовыгодное сотрудничество. Представляется разумным выработать варианты решения возникших проблем между Россией и Белоруссией, если таковые обнаружатся в ходе данного анализа.


Следующий не малоинтересный для России блок стран представляют Латвия, Литва и Эстония. Представляется возможным объединить эти государства в один блок, так как они во многом выбрали схожий путь развития после распада Советского Союза. С определенной долей уверенности можно утверждать, что свои интересы они в первую очередь связывают с развитием процесса европейской интеграции и укрепление трансатлантических отношений. Российскую Федерацию не может не беспокоить такое развитие событий, хотя бы в силу того, что на территории этих стран проживает огромное количество российских граждан, защита интересов и свобод которых в последнее время требует все большего внимания со стороны российских властей.


Таким образом, страны ближнего зарубежья за последнее десятилетие превратились в некий «оазис холодной войны», за который идет хоть и не открытая, но постоянная борьба между США и Европейскими государствами с одной стороны и Российской Федерацией с другой. И в большей мере от того, как успешно Россия сумеет построить свою кампанию на этом рубеже, зависит не только её экономическое благополучие, но и её политические значимость и вес во всем мире.


Исследование состоит из трех глав, посвященных анализу, диагностике, прогнозированию и составлению практически-политических рекомендаций по каждому из основных аспектов внутриполитической и внешнеполитической жизни исследуемых стран в свете представительства российских интересов


Задачи:

–       определить структуру, содержание, ключевых акторов, основные факторы, особенности динамики и новейшего развития политической системы стран ближнего зарубежья;

–       сформулировать гипотезы возможного развития событий на межгосударственном уровне и оценить их с точки зрения возможности увеличения представительства, сохранения status quo или нанесения ущерба национальным интересам России и её интересам в частности;

–       с помощью выбранного методологического подхода и методов сбора данных и обработки информации структурировать проблемно-политическую ситуацию (ППС);

–       на основе верифицированных гипотез сделать выводы о развитии ситуации и о возможных изменениях в уровне представительства интересов России в странах ближнего зарубежья;

–       дать практические рекомендации с целью максимального учета интересов России в странах ближнего зарубежья.















УКРАИНА

Целью данной главы является, показать, что представляет собой современная политическая система Украины, каковы возможные точки влияния на эти расклады в пользу максимально полного представительства российских интересов в Украине и каковы возможные варианты развития событий в среднесрочной перспективе, а также каковы возможности и вызовы для России при реализации подобных сценариев


Ситуация, создавшаяся с началом президентской предвыборной гонки в Украине в июле пошлого года и достигшая кульминации в последних числах ноября в ходе второго тура, а затем выплеснувшаяся на улицы Киева и других городов страны в форме массовых протестов против официальных результатов и нарушений, допущенных в ходе голосования, на первый взгляд имеет мало общего с описанной выше логикой суверенизации постсоветских государств. Темнее менее, что многие проблемы новейшего развития украинской политической системы лежат именно в ее плоскости.


Приходится признавать, что Россия сделала «ставку» на победу Виктора Януковича и проиграла, проиграла в силу множества факторов – это и политическая пассивность восточной части населения Украины, и успешные действия европейских государств и США в оказании поддержки Виктору Ющенко, и неумелые попытки России и украинского правительства стабилизировать ситуацию и т.д. Как бы то ни было, Российской Федерации теперь приходится работать и сотрудничать с правительством настроенного скорее проевропейски, нежели пророссийски, В. Ющенко, выстраивая совершенно новую модель взаимоотношений между нашими   государствами.


В результате целой серии просчетов и поражений Россия существенно осложнила свое положение, прежде всего в публичном пространстве украинской политики. Любые заявления российских политиков, неважно, призывающих ли к защите русскоговорящего населения (Лужков) или заявляющих о неприкосновенности украинского суверенитета (Путин, Грызлов), вызывают реакцию близкую к аллергической у самых разных слоев украинского общества. Тем не менее, существует целый ряд факторов, доказывающих принципиальную возможность реализации стратегии взаимодействия на среднем и низовом уровне, так, например:


- Команда Ющенко достаточно разношерстна, в ней присутствует довольно серьезный пророссийский компонент (харьковская группа, отчасти киевская группа), влияние же радикально настроенной части команды не является решающим.


- Ющенко – уроженец города Сумы Восточной Украины, православный по вероисповеданию. Более того, ни в его предвыборной программе, ни в его высказываниях на протяжении всех выступлений на Майдане не прозвучало ни одного антироссийского высказывания.


- В компанию Ющенко были сделаны существенные инвестиции со стороны российских кампаний, большая часть которых, скорее, относится к среднему бизнесу. Значит, скорее всего, существует достаточно отлаженная система связи между российской и украинской стороной, по крайней мере, на уровне бизнеса, и, вполне вероятно, по этим каналам велись значимые переговоры, позволившие событиям на Майдане не превратиться в антироссийскую истерию.


Следующая группа факторов связана с анализом внутриукраинской политической реальности. Этот анализ необходимо проделать, так как в среде российских политиков и экспертов очень распространено мышление об украинском политическом процессе по аналогии с российским, как если бы украинские политики подражали российским. Во многом это связано с определенной инерцией постсоветского мышления, отказывающегося рассматривать страны СНГ как самостоятельные государства.


Итак, это следующие факторы:


- В Украине, в отличие от России в 1993 году, не было расстрела парламента, что с самого начала задало совершенно иные условия формирования партийной системы. Последнее привело к тому, что, во-первых, иначе пошел процесс рекрутирования новых элит, а во-вторых, роль такого института как парламент и специфические для этого института функции совсем не по-российски зазвучали в украинской политической жизни.


- Украина  имеет вполне уникальный для стран СНГ опыт бескровной и демократической смены первой волны доставшихся в наследство от СССР лидеров. Имеются в виду президентские выборы 1994 года, на которых Л. Кучма победил Л. Кравчука. Пусть Кучма принадлежал, по сути, к тем же элитам, сам опыт смены власти отныне стал актуальной реальностью любых украинских выборов.


- Особо стоит отметить, что наложение двух вышеперечисленных логик означает малую вероятность того, что «оранжевая революция» может перерасти в гражданскую войну и/или распад страны, как бы то не мерещилось, как фактически свершившаяся ситуация таким близким к Администрации Президента комментаторам, как, например, М. Леонтьев. Так или иначе, налицо наличие целого ряда практик, препятствующих реализации катастрофического сценария, что лишь подтверждает следующий параграф:


Еще одной определяющей логикой внутриполитической ситуации в Украине стало то, что почти естественным образом (аналогично дела обстояли и в СССР) там сложились, по крайней мере, три полюса власти: Запад, Восток и Центр. Причем залогом самосохранения, выживания и утверждения власти Центра стала его способность играть по правилам сдержек и противовесов между интересами двух других полюсов. Это в свою очередь способствовало развитию совершенно особой, предрасположенной к поиску компромиссов, политической культуры Центра. Его способность выступать арбитром, а также заинтересованность в его включении в переговоры со стороны Запада и Востока в полной мере продемонстрировали все последние события. Кучма, выждав «майдановскую паузу», выступил как единственно возможная третья сила разрешения конфликта, грозившего, по мнению некоторых российских политиков, вылиться в гражданскую войну; при этом Кучма обеспечил себе максимально возможное публичное прикрытие в лице институтов «цивилизованного сообщества». В частности, так удалось добиться публичной (а не теневой, фактически уже существовавшей) интернационализации кризиса, а также того, что победа Ющенко и его коалиции поддержки стали не только головной болью «режима Кучмы», но и предметом особой озабоченности европейской бюрократии. Показателен в этом ключе всплеск, ранее немыслимый, публикаций в европейской прессе, о том, стоит ли рассматривать Украину, наряду с Румынией и Турцией, в качестве первоочередного претендента на вступление в ЕС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010.