рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений  

Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПЯТИГОСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА: ”ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ”

СТУДЕНТА V КУРСА БОРОДИНОВА ВЯЧЕСЛАВА
ЮРЬЕВИЧА
ГРУППЫ 505
ФАКУЛЬТЕТА УПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГРЭ
______________________________________

подпись


НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ САДОВСКАЯ НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

К.Э.Н., ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

_______________________________________

подпись


ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ МАЛАШИХИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

К.Э.Н., ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

_______________________________________

подпись

ПЯТИГОРСК

2004

Содержание


Введение ……………………………………………………………….3


1. Трансформация экономической роли государства на современном этапе …………………………………………………...6

1. Концепция цивилизационных измерений экономического развития современного государства………....6

2. Становление современной государственной экономической политики в странах с переходной экономикой……………………………………………………...13

1.3. Роль и значение внешнеторговой политики государства……………………………………………………...21
2. Анализ проблем и перспектив развития российско-украинских экономических отношений………………………32

1. Современное состояние внешнеторговых взаимоотношений России с Украиной………………………...32

2. Тенденции, проблемы и перспективы развития российско-украинских экономических отношений………….53
3. Оценка эффективности межрегионального экономического сотрудничества российских регионов с Украиной……………..68

1. Проблемы и направления активизации региональных российско-украинских торгово-экономических отношений...68

2. Анализ перспектив развития внешнеэкономического сотрудничества Ставропольского края с Украиной………….80
Заключение…………………………………………………………..94

Список использованной литературы……………………………102

Приложения………………………………………………………...106

Введение

Внешнеэкономические связи в современных условиях становятся могущественным средством ускорения научно-технического развития и интенсификации экономики. Сейчас овладевать самыми новыми достижениями науки и техники без интенсивного обмена научными исследованиями, разнообразными товарами и услугами означает нерационально использовать собственные ресурсы, терять время и темпы развития.

Внешнеэкономическая деятельность дает возможность ускорять научно-технический прогресс благодаря организации общих исследований, быстрому переоборудованию современной техникой целых областей и производств, оказывает содействие решению многих социальных проблем.
Внешнеэкономические связи становятся одним из основных факторов развития хозяйства России.

Торгово-экономические отношения России оказывают существенное влияние на структуру экономики, динамику экономического и социального развития, что существенно актуализирует проблему торгово-экономического сотрудничества, его совершенствования и развития.

Постсоветское пространство – сфера жизненно важных интересов России, которой предстоит выработать и реализовать новую стратегию взаимоотношений с возникшими на основе республик СССР независимыми государствами; развитие взаимодействия с ними официально провозглашено нашим безусловным внешнеполитическим приоритетом.

Среди стран СНГ Украина – стратегически наиболее важный и одновременно один из наиболее сложных для России партнеров по экономическому сотрудничеству.

Особенности формирования российско-украинских отношений обусловлены многими объективными факторами, главенствующими среди которых являются: территориальная близость России и Украины, геополитическое расположение
Украины между Россией и Европой, значительная протяженность общей сухопутной и морской границы; единство исторического прошлого и славянской культуры, многовековые культурные и чисто человеческие связи; значительная степень взаимной диффузии населения; наличие многогранных и тесных экономических и научных взаимосвязей; существование ресурсной и технологической взаимозависимости отдельных отраслей и производств обеих стран. Кроме того, каким бы прагматичным не был современный мир, в отношениях между Россией и Украиной далеко не все можно свести лишь к холодным расчетам. Необходимо учитывать чувство общности народов.

2002 г. был объявлен Годом Украины в России, 2003 г. был Годом России в Украине, подписано и ратифицировано Соглашение о формировании Единого экономического пространства. Все это придает еще большую актуальность российско-украинским взаимоотношениям, способствует расширению двусторонних связей в экономике, науке, образовании и культуре.

Экономические отношения Российской Федерации и Украины рассматриваются в нашей работе как отношения между двумя суверенными государствами, которые образовались в границах бывшего единого экономического пространства
СССР и должны строить качественно новые взаимоотношения в экономической сфере на равноправных основах, взаимном уважении государственных суверенитетов, территориальной целостности и национальных экономических интересов обеих сторон.

Целью дипломной работы является рассмотрение внешнеторговых связей
России с Украиной в их сущности и структуре и определение направлений их совершенствования и развития.

Цель дипломной работы предопределяет объект и предмет исследования.
Объектом исследования дипломной роботы являются торгово-экономические отношения России с Украиной. Предметом исследования дипломной работы является структурно-функциональная определенность торгово-экономических связей обеих стран.

Исходя из главной цели дипломной работы, нами определены следующие основные задачи: исследование места России и Украины в новой системе геополитических и геоэкономических координат; ретроспективный анализ состояния российско-украинских экономических отношений; определение основных направлений стратегического экономического партнерства между
Россией и Украиной.

При написании дипломной работы использовались общенаучные принципы системного анализа, методы сравнения и обобщения, экономико-статистический и структурно-функциональный методы исследования.

В процессе подготовки дипломной работы проанализированы законодательные и нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность России и Украины, а также двусторонние соглашения, являющиеся фундаментом российско-украинских торгово-экономических отношений.

Теоретико-методологической базой дипломной работы являются новейшие труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Информационной базой дипломной работы являются материалы государственных статистических служб
России и Украины, журнальные и газетные статьи, официальные сайты государственных органов обеих стран в Интернете.

В дипломной работе учтены положения Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, мероприятия Программы экономического сотрудничества Украины и Российской Федерации на 1998-2007 гг., а также основные положения Соглашения о формировании Единого экономического пространства Украины, России, Белоруссии и Казахстана.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также списка использованной литературы и приложений. В первой главе исследованы трансформация экономической роли государства на современном этапе, роль и значение внешнеторговой политики. Во второй главе проведен анализ торгово- экономических связей России с Украиной, обозначены тенденции, проблемы и перспективы развития российско-украинских экономических отношений, предложены направления и методы их улучшения. В третьей главе дается оценка эффективности межрегионального экономического сотрудничества российских регионов с Украиной, анализируются перспективы развития и направления активизации региональных российско-украинских взаимоотношений на примере
Ставропольского края.

1. Трансформация экономической роли государства на современном этапе

1.1. Концепция цивилизационных измерений экономического развития современного государства

Несмотря на существующее разнообразие и многовариантность развития составных частей мирового хозяйства, его будущее развитие будет характеризоваться растущим единством и повышением уровня интегрированности.
Будущее мировое хозяйство будет единой системой, интегрированной на глобальной инновационно-информационной и денежной основе. В его развитии будет возрастать роль всеобщих мировых экономических интересов, под которыми мы понимаем глобальные экономические интересы всего человечества.
Наряду с этими новыми тенденциями развития мировой экономики происходит ускорение развития производительных сил и дальнейшее усиление взаимозависимости национальных экономик.

Процессы формирования новой глобальной мировой экономики, интенсификация коммуникаций, усиление мировых хозяйственных и гуманитарных связей будут идти параллельно с глобализацией основных проблем и угроз развитию. Критическое обострение и усложнение глобальных проблем диктуют необходимость всестороннего усиления международного сотрудничества на основе согласованного развития глобального мирового хозяйства и создания глобальной универсальной системы всеобщей (всемирной) безопасности. Как видим, на глобальном уровне экономическое развитие органически связано с политическим развитием и с проблемами безопасности. Эти тенденции усиливаются.

В современных условиях, как показал Чернобыль, угроза ядерного и экологического самоуничтожения человечества еще не предотвращена, а другие угрозы растут в своих масштабах. Обеспечение мира и социального прогресса, как общего (глобального) общечеловеческого интереса, уже стало безальтернативной доминантой современной эпохи. При этом надо помнить, что большая часть человечества пребывает еще на доиндустриальной стадии развития. Экономика многих стран переживает сложные системные трансформации. Индустриальная трансформация отсталых стран происходит под ответственность современного мира. Помогая экономически отсталым странам, передовые страны, тем самым, содействуют интернационализации производительных сил национальных хозяйств.[1]

В настоящее время одной из наиболее противоречивых проблем экономического развития является проблема транснационализации национальных экономик и очень важной задачей является разработка новой стратегии глобальной интеграции, исходя из принципиального положения об экономическом единстве мира. Необходимо найти рациональные связи и соотношения между интересами национального экономического развития и глобальной, а так же региональной экономической интеграцией. Глобальная экономическая интеграция, ведет к формированию целостного мирового хозяйства, техническую основу которого составляет современная информационно-компьютерная технология. Поэтому, механизмы глобальной интеграции следует формировать одновременно как снизу, от производства, так и сверху, - на макроуровне экономики. Речь идет о необходимости предварительного усиления степени общественной интеграции в развивающихся странах, а также в странах с переходными экономическими системами, включая Россию.[2]

В то же время, когда большинство стран развитой рыночной экономики перешло на постиндустриальный этап развития и активно формирует прообразы структуры информационной экономики, две другие группы стран подсистемы мировой экономики находятся, соответственно, на этапе индустриальном и доиндустриальном. Это очень затрудняет и еще долгое время будет затруднять стыковку экономических и народнохозяйственных структур этих групп стран, тормозить процессы международной производственной и экономической интеграции. Выход из этого положения может быть найден только на пути успешной реализации стратегий и национальных программ информатизации производства и экономики в целом. Информационно-компьютерная технология окончательно стала основой современных глобальных производительных сил. В результате этого полностью объективно трансформируется и должна трансформироваться как структура производственного процесса, так и отраслевая структура экономики. Системно-структурная трансформация экономики на новой информационно-компьютерной основе – это чуть ли не единственный шанс индустриализированных стран переходной экономики (в том числе России и Украины) догнать передовые рыночные страны по уровню экономического развития в последующие 35-40 лет. Эти страны потенциально готовы к структурным отраслевым сдвигам в пользу наукоемких отраслей, так как имеют большой научно-технический потенциал и высококвалифицированную рабочую силу. Опыт показывает, что новые рыночные страны при рациональном выборе национальных экономических стратегий могут обеспечивать очень высокие темпы роста ВВП и личного потребления на душу населения на уровне
10-15% ежегодно.[3] Примеры Китая и других стран являются тому подтверждением.

В странах бывших республик СССР, таких как Россия, Украина,
Белоруссия, благодаря командно-административной системе управления, был достигнут высокий уровень государственной интеграции экономики. Но по своей природе государственная интеграция, базирующаяся на 95% государственной собственности, не стала и не могла стать общественной интеграцией производства и экономики. Низкий уровень общественной интеграции хозяйства в этих странах является очень инерционным процессом, последствия которого будут ощутимы еще много лет. Интеграция предприятий с государством, неразделенность финансов предприятий и государства приводит к бюджетной перенагрузке государства, истощает механизмы саморазвития предприятий, консервирует внеэкономические механизмы, формирует методы организации хозяйства. Анализ показывает, что даже в условиях активного реформирования экономики эта система воспроизводится, что ведет к тотальному внеэкономическому перераспределению национального дохода и препятствует внедрению более сложных форм и механизмов рыночной организации хозяйства.[4]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2010.