рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Взаимоотношения политики с религией,наукой и искусством  

Взаимоотношения политики с религией,наукой и искусством

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

§ 1 Сущность взаимоотношения политики и науки……………………………..5

§ 2 Особенности взаимоотношения политики и религии……………………….7

§ 3 Характеристика взаимоотношения политики и искусства………………...10

Заключение………………………………………………………………………..11

Список использованной литературы……………………………………………12


Введение

Актуальность исследования обусловлена наличием большого количества теоретически несогласованных позиций и практических проблем по вопросам взаимоотношения политики с наукой, религией и искусством.

Как известно, взаимоотношения политики с наукой, религией, и искусством складываются несравненно сложнее, ибо отнюдь не однозначны их характеристики и общественные функции. Политика отнюдь не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Она не равнозначна науке, политика – это и искусство, и проявление воли, это мировоззрение и идеология, столкновение мнений и сфера субъективных взглядов, настроений, намерений, область множества непознанных, неизвестных факторов, определяющих развитие общества, которые остаются вне знания, открытого для политики наукой.

Кроме того, не всесильна и наука, познающая социальную действительность, особенно наука, которая прислуживает политике, а не взаимодействует с нею. Наша страна располагает относительно развитой системой общественных наук, в определенной мере и квалифицированными кадрами, но ни философия, ни политическая экономия, ни юриспруденция или другие отрасли обществознания не смогли предотвратить политического кризиса наших дней, причиной которого как раз и является отсутствие взаимодействия. Но не наука тому виной. Политика, которая прислушивается к ней лишь в меру того, что желает от нее услышать, не может плодотворно перевоплощать научное знание в политическое действие.

Сравнительно нетрудно выявить негативные начала в политике, когда они вообще возникают вопреки всякой науке (подлинной и отвечающей за свои выводы), и политикой движут пожелания ее творцов, мечты, стремление опередить события, а иногда и стремление представить их не такими, каковы они на самом деле. Достаточно вспомнить концепции зрелого социализма, идею 60-х годов – утверждение о построении основ коммунизма к 80-му году в нашей стране, модель командно-приказного метода политического и экономического и всякого иного руководства и мн. др.

Цель исследования - на основе опубликованных сведений и с учетом существующих в научной литературе подходов и имеющейся практики проанализировать и определить понятие, сущность взаимоотношения политики с наукой, религией и искусством.

Цель исследования предопределила постановку следующих  взаимосвязанных  задач:

- раскрыть сущность и содержание взаимоотношения политики и науки;

- выявить особенности взаимоотношения политики и религии;

- охарактеризовать взаимоотношения политики и искусства.


§ 1 Сущность взаимоотношения политики и науки

Взаимоотношения политики с наукой, прежде всего это - поддержка высококачественной и эффективной научно-исследовательской структуры в стране. В задачу государства входит создание необходимых для этого условий и определение приоритетов. Каждый министр в правительстве отвечает за свою специфическую область. Министр образования и науки координирует политику в области науки. Он указывает те основные направления, в рамках которых определяется политика в области науки различных министерств. Кроме того, непосредственно оплачивает большую часть университетских исследований[1]. Окончательные решения в политике в области науки принимает парламент.

Научным исследованием занимаются университеты и исследовательские учреждения. И, наконец, все учреждения могут искать фонды в сфере производства или в международных организациях. Правительство не вмешивается в исследовательскую деятельность, но указывает путем целенаправленных программ и анализа, какие отрасли науки необходимо развивать[2]. Результаты анализа отражаются в двухгодичном бюджете науки, который также дает обзор политики в области науки каждого министерства в отдельности. России необходимо принимать активное участие в различных научных международных программах и исследовательских организациях.

Наука не должна вмешиваться в политику, а призвана заниматься чистой наукой. Однако не в нашей власти отделить одно от другого. Накопление научных знаний приводит к возникновению проблем, которые приходится решать экономистам, политикам и обществу в целом, а политические решения, несомненно, влияют на развитие науки, технологий и производства.

Вопросы развития российской науки многократно обсуждались, в рамках Госсовета и Совета безопасности России. Ставились задачи по реформированию отраслей, имеющих отношение к производству интеллектуального капитала, принимались соответствующие программы, однако в полном объеме они реализованы не были.

Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно говорил о необходимости развития фундаментальных наук, без которых невозможны прикладные исследования, а также отмечал актуальность инвестиций в экономику знаний. Кроме того, уделил особое внимание информационным технологиям, которые становятся мощным рычагом обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств, развития инновационной деятельности. Их вклад в ВВП ведущих стран мира неуклонно растет. Несмотря на то что позиции России пока скромные (менее 1% мирового рынка), формирование современной инфраструктуры информационного сектора экономики может стать значимым национальным проектом. Его реализация потребует эффективного партнерства и ответственности науки, бизнеса, государства и создания соответствующих правовых и организационных механизмов.

В 2005 г. ассигнования на науку в России выросли почти в четыре раза и к концу года достигли 46,2 млрд. рублей. Очевидно, движение есть, однако финансовых средств по-прежнему недостаточно, впрочем, их не хватает даже в развитых странах, таких как США, Великобритания и Япония. Президент неоднократно выступал, обращая внимание на значение науки, и обещал увеличить финансирование исследований в таких областях, как безопасность, медицина, космос. Фундаментальные науки оцениваются администрацией президента гораздо дешевле. Представленный бюджет предусматривает также уменьшение ассигнований в отдельных областях. Многие ученые считают, что администрация оказывает давление на научное сообщество, заполняя технические комитеты идеологами или лоббистами, игнорирующими научные данные, осуждающими тех, кто посвятил свою жизнь исследованиям. Можно выступать за запрещение использования эмбриональных стволовых клеток, исходя из морально-этических убеждений, но при этом нельзя игнорировать новые возможности для лечение заболеваний или не учитывать те данные, которые могли бы помочь в создании действительно надежной системы защиты[3].

      Наука всегда дает однозначные ответы, однако в спорных случаях должны рассматриваться все возможные решения той или иной проблемы. Ведь один неверный шаг - и наш густонаселенный технократический мир может оказаться на грани пропасти. Только трезвый научный анализ поможет человечеству выжить.

§ 2 Особенности взаимоотношения политики и религии

В последние 15 лет в России наблюдается заметный рост влияния религии на жизнь граждан. Восстанавливаются и открываются церкви, мечети и молитвенные дома, широко отмечаются религиозные праздники, церковные службы транслируются по телевидению. Огромное количество россиян совершили обряд крещения, а церемонии бракосочетания все чаще завершаются венчанием.

Активное проникновение религии в массовое сознание и соответствующее повышение роли церкви в государстве не могло не сказаться на политической жизни, в частности, на поведении политиков. Руководители государства начали посещать церковные службы, а церковные иерархи — светские приемы[4].

Священнослужители благословляют солдат перед боем, освящают бронетехнику и казармы, а светская власть награждает церковных иерархов высшими государственными наградами. Масштабы описываемого явления настолько велики, что вызывают серьезную обеспокоенность антиклерикальных кругов. Развертывание процессов десекуляризации в сфере образования, усиление участия церковнослужителей в социально-экономической жизни страны, а также укрепление взаимосвязей между светской и церковной элитами даже породили у некоторых аналитиков опасения относительно девальвации в России принципа отделения церкви от государства. Происходящие в обществе изменения повлекли за собой и трансформацию социальных ожиданий граждан. Оценивая политических деятелей, население уже обращает внимание не только на их идеологические и политико-экономические ориентации, но и на степень их религиозности и конфессиональную принадлежность лидеров.

Последние же, в свою очередь, стали учитывать религиозные настроения избирателей и разными способами демонстрировать свою поддержку церкви. Можно констатировать, что в последнее время в этой сфере наметились два процесса религиизация политики и политизация религии. Наиболее ярко этот процесс проявляет себя в деятельности оппозиционных движений и партий — от коммунистов до монархистов и националистов. Известно, что формирование российской государственной идеологии находятся в центре внимания «патриотов-государственников», которые опираются на традиционные ценности российского общества. Идейное противостояние демократов-западников и патриотов-государственников за последние годы стало важнейшим показателем общественно-политической жизни страны.

Поскольку в первые годы реформ правящая элита активно пропагандировала идеи либерализма и радикал-реформизма, всячески отвергая при этом традиционные культурные ценности, то эти ценности и были взяты на вооружение оппозицией. По мнению Г.А. Зюганова, политическая палитра патриотического движения выглядит так: коммунисты-державники (левый фланг), государственники-державники (центр), силы религиозно-патриотической ориентации (правый фланг). КПРФ является наиболее последовательной в разработке государственной идеологии. Г. Зюганов подчеркивает, что Русская Православная Церковь является исторической опорой и выразителем «русской идеи»[5].

 Необходимо отметить, что политические партии активно используют в своей практической деятельности фундаменталистские настроения ряда православных «ревнителей благочестия», которые характеризуются не их обрядовым благочестием, а церковно-политической программой ответов на «внешние» вопросы.

Данные социологических исследований, проведенных в августе 2005 года в 19 субъектах Российской Федерации показал, что демонстративная религиозность политиков поддерживается лишь 34,4% россиян (не маленький процент!), тогда как 31,3% относятся к ней индифферентно, а 28,6% резко негативно, вероятно, видя в этом проявление конъюнктурности и неискренности[6]. В связи с этим стоит заметить, что политикам следовало бы поискать менее рискованные способы привлечения симпатий избирателей.

      Первые христиане не помышляли о том, как изменить мир и сделать его лучше. Они были уверены в близком его конце и думали о спасении. Они уповали не на переустройство мира, а на грядущее царство Божие, которое «не от мира сего» Евангелие не несло призыва к политическому освобождению, скорее оно призывало к освобождению от политики, выходу из политической игры.  Христианство начало с того, что провело принципиальное разграничение между религией и политикой.

Христианство сделало мораль религиозной и через нее оно получило возможность влиять на светскую историю, на политическую борьбу, на отношение человека к государственной власти, на освободительное движение народов.

Приняв союз с государством, церковь обрела политическую власть и взяла на себя обязательство оправдания государственно-политической власти. Приспособив веру в Бога к политике, она тем самым поставила под вопрос нравственную состоятельность самой веры. Вольтер сказал, что церковь, созданная, чтобы проповедовать мораль, часто предается политической игре и человеческим страстям.

§ 3 Характеристика взаимоотношения политики и искусства

Проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, это политика государства в отношении искусства и его творцов: возможное ограничение свободы творчества, введение цензуры, финансирование средств из государственного бюджета на развитие художественных институтов. Во-вторых, это проведение идеологических установок через искусство с определенными целями. Примером может служить метод социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы (критерии: простота, доступность, массовость, народность, партийность, выражение интересов пролетариата), театрализация политической и общественной жизни, распространенная во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства. И, в-третьих, - отношение творцов искусства к политическим событиям в стране.

Если присмотреться к ходу политической, научной и художественной эволюции человечества, придется признать, что на всех стадиях развития общества, т. е. при движении любого общества от небытия к господству, раньше всего складывалась политическая (практическая) идеология, затем уже следовало научное формулирование нужд общества, а позади, с большим опозданием, шло художественное отражение жизни и борьбы общества.

Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия политики и искусства. Существуют целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства политике. В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно имеет влияние на общество, и правильнее говорить не о прямом воздействии на сознание, а воздействие на подсознание искусством, которое не взаимодействует с политикой, а подвластно политике.  Искусство и политика - две несовместимые вещи, где необходимо исключение влияния и приветствуется свобода творчества.


Заключение

Взаимоотношение политики с наукой, религией и искусством, безусловно, должно присутствовать, но в определенной мере, не допускающей воздействия на науку, религию и искусство. Сегодня стало очевидным, что цивилизация, обратившаяся к политике, а не к религии, искусству, науке в надежде достичь материального и духовного прогресса, не обрела искомого совершенства. Взаимоотношение искусства, науки и религии с политикой призвано выполнять очень важную общую цель благо человечества. так например, духовный авторитет церкви может сыграть исключительно благоприятную роль в урегулировании локальных и региональных конфликтов, то есть церковь не только может, но и должна активно включаться в политическую жизнь. Принципы политики следующие: это служение в высшем смысле этого слова, служение не какой-то отдельной личности, отдельному слою или классу, а служение всему народу. Политика является искусством, объединяющим всех людей, это свободное, справедливое, органическое, правовое, общенародное единение во имя общей цели, общих задач, общих устремлений. Это выражение единой всенародной воли, которую политикам следует неуклонно воплощать в жизнь без каких-либо сомнений и колебаний, ибо в противном случае они утратят доверие народа. Она должна иметь определенный «идеал», ясно видеть его и соотносить с ним свою стратегию и тактику, свои решения и действия. Она живет правосознанием народа, которое придает ей силы и могущество, ибо через правосознание и посредством правосознания политика выражает интересы каждого гражданина и всего народа. Наконец, политика упорядочивает и связывает в единое целое все сферы человеческой жизни, создавая тем самым возможность для свободного исторического творчества всего народа. Итак, ни политика, ни религия, ни искусство, ни наука не могут в настоящее время быть автономны друг от друга.

По Конституции РФ, Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Список использованной литературы

1. Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. 544 с.

2. Политология: Энциклопедический словарь. - М., 2003.С.19.

3. Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.28-36.

4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. -М.: Аспект Пресс, 2005. – 559 с.

5. Религиозный фактор и политический конфликт // Политическая теория. М., 2004. С. 57.

6. Религия и политика в современной России. М., 2005г. С.149.


[1] Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. 544 с.

[2] Политология: Энциклопедический словарь. - М., 2003.С.19.

[3] Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. -М.: Аспект Пресс, 2005. – 559 с.

[4] Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.28-36.

[5] Религиозный фактор и политический конфликт // Политическая теория. М., 2004. С.57.

[6] Религия и политика в современной России. М., 2005г. С.149.



© 2010.