рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Взаимоотношения оппозиционных политических партий и организаций с государственной властью в Марокко  

Взаимоотношения оппозиционных политических партий и организаций с государственной властью в Марокко














Реферат:

Взаимоотношения оппозиционных политических партий и организаций с государственной властью в Марокко



События 70-х годов ХХ в. оказались переломными в политическом развитии Марокко. Определяющую роль оказали не отмена в июле 1970 г. чрезвычайного положения и возобновление в том же году конституционного и выборного процессов, созыв парламента. В этом случае речь шла по существу о продолжении режима абсолютистской монархии. Именно попытка военных переворотов в 1971 и 1972 гг. вынудила короля Хасана II искать пути к расширению своей политической опоры, начать диалог с оппозицией и постепенное развитие либерализации и демократизации. В отношениях между властью и оппозицией заметное влияние оказывали такие факторы, как конституционный и электоральный процессы, особенности выборного механизма, тактика власти по отношению к оппозиционным партиям. Оппозиционные настроения проявлялись не только в политических организациях на национальном уровне, но и в армии. В конце 90-х годов в стане оппозиционеров оказались проберберские партии. Особенность партийной оппозиции в Марокко заключалась в том, что ввиду особого положения института монархии она была оппозицией лишь по отношению к правительству «его величества», а не непосредственно самому королевскому режиму. Это не раз подчеркивал сам Хасан II, говоря об особенности ситуации в стране.

В 1962 г. была принята первая конституция Марокко. Формально учреждалась конституционная монархия, но фактически абсолютистская монархия, авторитарный режим. Парламент состоял из двух палат: нижней Палаты представителей и верхней – Палаты советников. Выборы в Палату представителей проводились прямым голосованием. В Марокко создавалась обязательная многопартийная система, которая ограничивала власть некогда всесильной партии «Истикляль» и позволяла королю проводить политику «разделяй и властвуй». Во всех более поздних (их было 5) конституциях говорилось о «неприкосновенности и священном характере особы монарха», что делало невозможной публичную критику политики главы государства. Также во всех конституциях Марокко монарх имел право распускать парламент, инициировать изменение конституции путем референдума, назначать премьер-министра и отправлять правительство в отставку, вводить чрезвычайное положение.

Первые парламентские выборы состоялись 17 мая 1963 г. Результаты оказались совершенно неожиданными для правящего режима. Из 144 мест в Палате представителей созданный специально к выборам проправительственный Фронт защиты конституционных институтов выиграл 69. Оппозиционные «Истикляль» (с января 1963 г.) и левый Национальный союз народных сил (НСНС) получили соответственно 44 и 28 депутатских мандатов2. В последующих выборах власти учли этот урок и широко использовали административный ресурс, тактику давления на избирателей и оппозиционные партии, прибегали к фальсификации итогов выборов. В 1963 г. под разными предлогами правительство подвергло репрессиям «Истикляль» и особенно НСНС. После мартовских волнений в Касабланке Хасан II 7 июня 1965 г. ввел в стране чрезвычайное положение, распустил парламент. Кроме того, он заявил о необходимости пересмотра конституции. Партия освобождения и социализма, созданная в 1968 г. на основе Марокканской коммунистической партии, вскоре была запрещена.

Слишком длительный период отсутствия парламента мог привести к выходу политических партий из-под контроля правительства, утрате возможности Хасаном II продолжать проводить политику «разделяй и властвуй». Кроме того, в свете заключенного 31 марта 1969 г. пятилетнего соглашения сроком на 5 лет о частичной ассоциации Марокко с «Общим рынком» и стремления укреплять экономические связи с западноевропейскими странами Хасан II хотел придать «демократический имидж» своему режиму. В октябре 1969 г. были проведены коммунальные выборы, бойкотировавшиеся оппозиционными партиями. 8 июля 1970 г. король отменил чрезвычайное положение. В июле же на референдуме была принята новая конституция, еще больше абсолютизировавшая королевскую власть. Эта конституция была названа оппозицией «институционализацией чрезвычайного положения».

Парламент стал однопалатным и назывался Палатой представителей. В нем заседали 240 депутатов. Из них только 90 избирались прямым голосованием, остальные 150 – коллегиями выборщиков, состоявшими из коммунальных советников, членов профессиональных палат (торгово-промышленных, сельскохозяйственных и торговых и представителей наемного труда). На выборах в такой парламент оппозиционным партиям уже никогда не удалось бы повторить свой успех 1963 г. Подавляющее большинство этих 150 депутатов были настроены консервативно и поддерживали политику правительства.

В конституцию 1970 г. был внесен ряд изменений, ограничивавших роль парламента, а тем самым и оппозиционных партий в случае их гипотетического прихода к власти. Если раньше инициатива пересмотра конституции принадлежала одновременно премьер-министру и парламенту (ст. 104), то по новой конституции она принадлежала королю (ст. 97). Согласно конституции 1962 г., объявление войны утверждалось парламентом (ст. 51), с 1970 г. Палата представителей лишь информировалась о вступлении Марокко в войну (ст. 72). В 28-й статье старой конституции говорилось, что король мог обращаться с посланиями к парламенту и нации, и их содержание не подлежало обсуждению в парламенте. В новом, довольно расплывчатом варианте статьи подчеркивалось, что содержание королевских посланий «не может подвергаться какому-либо обсуждению» (ст. 28). Эту формулировку 28-й статьи можно истолковать так, что уже не только парламент, но и пресса, политические организации, тем более оппозиционные, не могли обсуждать и оценивать обращения монарха. Возникала потенциальная угроза санкций против диссидентов. По конституции 1962 г. предложение о вотуме недоверия правительству до вынесения на сессию Палаты представителей должно было быть подписано, по крайней мере, десятой частью депутатов этой палаты (ст. 81). Согласно 39-й статье конституции 1970 г., требовались подписи уже четвертой части членов Палаты. Если раньше парламент мог быть созван на чрезвычайную сессию по просьбе трети членов Палаты представителей (ст. 40), то с 1970 г. для этого была необходима поддержка абсолютного большинства депутатов (ст. 39). Как гласила 37-я статья конституции 1962 г., ни один член Палаты представителей не мог подвергаться преследованию, аресту, содержанию в тюрьме или предан суду за высказанное им мнение или за голосование во время выполнения своих обязанностей. Это было возможно лишь с согласия соответствующей палаты парламента, за исключением явного, очевидного преступления (ст. 38). Согласно 37-й статье конституции 1970 г., депутата могли преследовать, содержать в тюрьме и судить, если его мнение ставило под угрозу монархический режим, мусульманскую религию или посягало на достоинство короля. Наконец, в обеих конституциях во 2-й статье зафиксировано следующее: «Верховная власть принадлежит Нации, которая реализует ее непосредственно через референдум и косвенно через конституционные институты». Однако начало 19-й статьи старой конституции «Король, Повелитель верующих, символ единства народа…» видоизменилось: «Король, Повелитель верующих, Высший представитель Нации, символ ее единства…». Эта формулировка сохранилась в конституциях 1972, 1992 и 1996 гг. Таким образом, если согласно конституции 1962 г., верховная власть принадлежала нации, то с 1970 г. с учетом двух статей – 2-й и 19-й, верховная власть принадлежит прежде всего монарху как высшему представителю нации, а затем уже самой нации.

В августе 1970 г. состоялись выборы в парламент. Были избраны 158 «независимых», 60 членов проберберского Народного движения (НД), поддерживавшего правящий режим, и 22 представителя оппозиции4. 30 июля того же года «Истикляль» и НСНС впервые попытались создать оппозиционное объединение – Национальный фронт, который, однако, распался уже в 1972 г. из-за раскола в НСНС.

В июле 1971 г. и в августе 1972 г. были совершены попытки военного государственного переворота. В обострившейся политической обстановке Хасан II пытался укрепить свое положение, наладив сотрудничество с оппозиционными партиями. Однако каждый раз, когда он обращался к ним со своим предложением (летом 1971 г. и в марте и в сентябре 1972 г.), оппозиция требовала проведения широких реформ, с чем король не соглашался.

В марте 1972 г. король был вынужден принять новую конституцию, отличавшуюся более демократическим характером. По новой конституции инициатива пересмотра конституции принадлежала как королю, так и Палате представителей. Однако король мог беспрепятственно поставить проект конституции на референдум (ст. 98), а Палата представителей могла это сделать только при условии одобрения такой инициативы двумя третями депутатов (ст. 99). Главная уступка Хасана II заключалась в том, что согласно конституции 1972 г., большее число депутатов должно было избираться путем прямого голосования – две трети (ст. 43). Это создавало более благоприятные условия для оппозиционных партий в парламенте.

В июле 1972 г. в Марокко проникло несколько партизанских групп, организованных руководителем зарубежного отделения НСНС М.Басри. Столкновения между силами правопорядка и партизанами происходили также в феврале-марте 1973 г. Правительство воспользовалось этим для того, чтобы свести счеты с оппозиционным НСНС. Был арестован ряд его активистов.

Ради укрепления своего положения Хасан II принял ряд мер в сфере экономики, идеологии и внешней политики. Весной 1973 г. был обнародован закон о «марокканизации» в течение двух лет в области экономики, согласно которому марокканцы получали не менее 50 акций иностранных предприятий. В том же году был принят амбициозный план социально-экономиче-ского развития, предусматривавший значительный рост ВВП и инвестиций. В руках государства оказались 370 тыс. гектаров земель, принадлежавших иностранным, преимущественно французским колонистам; в дальнейшем они были распределены (кроме земель «марокканизированных» агрокомпаний) среди 30 тыс. крестьянских семей5. В области идеологии Хасан II в июле 1973 г. выдвинул концепцию «исламского социализма», в основе которой лежали классовый мир и смешанная экономика. Во внешнеполитической сфере он действовал в нескольких направлениях. В марте 1973 г. Марокко объявило о расширении своих территориальных вод с 12 до 70 морских миль. В феврале 1973 г. в Сирию были посланы марокканские войска для оказания ей помощи в конфронтации с Израилем. В 1973 г. марокканские войска участвовали в войне Египта и Сирии против Израиля. Хасан II воспользовался обострением проблемы Западной Сахары для достижения политического консенсуса в стране, объединения различных политических сил вокруг правящего режима. В рамках подготовки к аннексии Западной Сахары король провел в июле 1974 г. консультации с военным командованием, министрами и лидерами всех политических партий. В атмосфере национального единства оживилась внутриполитическая жизнь. С согласия Хасана II образовывались новые партии. В августе 1974 г. легализовалось Партия прогресса и социализма (ППС), бывшая Партия освобождения и социализма. Осенью 1974 г. было объявлено о создании на базе рабатского отделения НСНС более радикального на тот момент Социалистического союза народных сил (ССНС). Оппозиционные партии получили возможность проводить съезды, издавать газеты и журналы, однако они в целях сохранения национального консенсуса были лишены возможности поднимать ряд важных социально-экономических и политических проблем. Это приводило к трениям между оппозиционными партиями и связанными с ними профсоюзами, а также к внутрипартийным разногласиям.

Хасан II после укрепления своих позиций решил возобновить выборный процесс. Исследователи отмечают, что противостояние власти и оппозиции было устранено лишь к 1976 г., когда произошел пересмотр границ избирательных округов в пользу крупных городов. Например, ранее Касабланка с 700 тыс.избирателей имела 365 мест, а Варзават (на юге) с 247 тыс. – 617 мест6. По-видимому, отчасти поэтому число депутатов в Палате представителей от НД, в значительной степени опирающегося на поддержку берберов в сельской местности, сократилось с 60 в 1970 г. до 44 в 1977 г. Такая перекройка избирательных округов была в интересах как королевского двора, так и большинства политических партий. Хасан II утратил доверие к армии, почти весь генералитет которой составляли выходцы из берберских районов страны. Социальной базой основных политических партий являлись городские слои общества.

Муниципальные выборы были проведены в ноябре 1976 г., провинциальные – в январе 1977 г., выборы в профессиональные палаты – в марте 1977 г. «Истикляль» и ССНС протестовали против злоупотреблений властей на этих выборах, их вмешательства. 1 марта четыре партийных лидера, включая М. Бусетту («Истикляль») и А. Буабида (ССНС), согласились войти в правительство в качестве министров без портфеля, надеясь обеспечить честность парламентских выборов. На выборах в июне 1977 г. из 264 членов парламента 176 были выбраны прямым голосованием и 88 – коллегиями выборщиков. «Независимые» получили 141 место (включая 60, избранных путем двухступенчатых выборов), «Истикляль» – 49, Народное движение (НД) – 44, ССНС – 16 и другие оппозиционные организации – 14. «Истикляль» и ССНС заявили о готовности участвовать в работе парламента как конструктивная и лояльная оппозиция. В коалиционное правительство вошли 8 представителей от «Истикляль», 4 – НД и М. Буабид от НСНС, который позднее был дезавуирован этой партией7.

В сентябре 1981 г. ССНС впервые вышел за рамки национального консенсуса, фактически подвергнув критике компромиссную позицию Хасана II, который в июне 1981 г. на саммите стран-членов ОАЕ впервые согласился на проведение референдума по Западной Сахаре. ССНС подчеркнул, что референдум недопустим, поскольку Западная Сахара является частью марокканской территории. Власти обвинили ССНС в нарушении общественного спокойствия, нанесении ущерба безопасности страны и в посягательстве на достоинство короля. Лидера ССНС А. Буабида и ряд активистов партии арестовали. Печатные органы ССНС были закрыты. Его фракция в парламенте временно прекратила свою работу. В 1982 г. ССНС был вынужден уступить давлению властей. Его фракция вновь заняла свое место в парламенте. На этот раз ССНС поддержал политику главы государства по западносахарской проблеме. Взамен король отменил санкции против ССНС. Первый секретарь А. Буабид был помилован. ССНС получил разрешение издавать новую газету «Аль-Иттихад аль-иштираки» (первый номер вышел в свет 12 мая 1983 г.). Представитель ССНС был включен в состав правительства, чтобы наблюдать за проведением выборов в законодательные органы, которые первоначально предполагалось провести в феврале 1984 г. Уступки руководства ССНС вызвали разногласия в рядах партии. Выборы в Палату представителей состоялись 14 сентября 1984 г. ССНС добился значительного успеха – 39 мест, но в парламенте по-прежнему господствовали правоцентристы – 215 мест из 306. Меньше мест по сравнению с 1977 г. получил «Истикляль» – 418.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010.